Шарф можно носить по-разному: вокруг шеи, как шаль, обмотать им голову, или как предписывает религия. Исторически христианки носили платок, замужние еврейки – тихлю, а мусульманки – хиджаб. Шарф защищает от жары или, наоборот, согревает. Тем не менее шарф, в частности шелковый, говорит об определенном стиле, а в некоторых культурах и об определенном классе. Накинутый на голову и повязанный под подбородком в «бабушкином» стиле платок мог обозначать старшинство в Восточной Европе или даже аристократическое происхождение – в Западной. Королева Виктория способствовала популяризации шарфов и платков, а их качество и цвет говорили о принадлежности человека к тому или иному сословию. Недаром королева Елизавета II — большая поклонница платков.

Айседора Дункан Шелковый Шарф причина смерти

Айседора Дункан Шелковый Шарф причина смерти

Шейный платок (шарф) всегда оставался модным элементом гардероба — и в Древнем Египте, где царица Нефертити носила платок под головным убором, и в средневековой Европе. Наполеон Бонапарт способствовал новой моде на платки и шали, дюжинами отправляя кашемировые шедевры императрице Жозефине. Американская танцовщица-новатор начала XX века Айседора Дункан, которая ввела в моду длинные струящиеся шарфы, заплатила высокую цену за свой стиль: она погибла, когда платок накрутился на ось колеса автомобиля и сломал ей шею («Манерность может быть опасна», – заметила Гертруда Стайн). Эта была золотая пора для таких магазинов, как лондонский Liberty: смелые принты в стиле арнуво безупречно смотрелись на головных платках. Тем не менее платки Liberty были лишь предшественниками лидера по созданию самых желанных шелковых творений – французской компании Hermes. Под руководством Робера Дюма компания выпустила в 1937 году свой первый платок каре (carre) с рисунком, изображающим торжественное открытие парижской автобусной линии Мадлен – Бастилия (и действительно, платки часто покупали как сувенир). По заказу компании такие художники, как Кассандр и Жан-Луи Клерк, создавали рисунки для платков каре из шелковой саржи размером 90 х 90 см.

Современные девушки в платке

Современные девушки в платке

История платков и шарфов не была безоблачной. Изобретение вискозы в 1920-е годы позволило создавать сложные принты по невысокой цене. В 1950-е годы шарф был в зените славы – нескучный, но скромный и, самое главное, женственный: теми же словами можно охарактеризовать Грейс Келли, Элизабет Тейлор и Одри Хепберн. Однажды Хепберн сказала: «Надевая шелковый шарф, больше всего чувствую себя женщиной, красивой женщиной». Тем не менее эти качества оказались несовместимы с образами сексуальной революции 60-х, несмотря на то что Эльза Скьяпарелли выпустила платки с очень откровенными рисунками. В следующее десятилетие в моду вошли платки с принтами логотипов модных домов. Платки и шарфы стали XXI веке техно- носить вместо ремня или пояса, повязывать их вокруг тела. логии цифровой печати вдохнули новую жизнь в шелковый шарф, а «бабушкин» стиль остался в прошлом. Исключение – королева Великобритании.