Сапоги для верховой езды как атрибут женской обуви

Кристиан Лубутен был не первым дизайнером обуви, который покрасил подошву в красный цвет. Еще в XIII и XIV веках монголы окрашивали каблуки сапог в красный цвет, и, возможно, именно они изобрели каблуки для езды верхом. В ковбойских сапогах носок был заостренным, что позволяло легче и быстрее продевать ногу в стремя, а каблук — довольно высоким и скошенным, чтобы удобнее было давить на стремя. Последующие вариации представляли собой комбинацию функциональности и щегольства: например, сапоги для верховой езды в начале XVII века в Западной Европе имели пятисантиметровый каблук, заостренный носок, прямую подошву (так что сапоги были одинаковыми для обеих ног) и голенище длиной почти до паха.

Женские сапоги для верховой езды в начале XX века

Женские сапоги для верховой езды в начале XX века

В XVII-XVIII веках женские сапоги для верховой езды также были общепризнанным явлением. Но именно в начале XIX века сапоги стали модным элементом женского гардероба, несмотря на то что только зажиточные дамы могли позволить себе верховую лошадь. С победой Артура Уэлсли, 1-го герцога Веллингтона, над Наполеоном Бонапартом в битве при Ватерлоо в 1815 году в британскую моду пришли сапоги веллингтон (the Wellington boot) с низким каблуком и средней длины голенищем: тогда их изготавливали из кожи, а не из резины, как в XXI веке. К 1850-м годам «веллингтоны», состоящие из двух частей и носящие название Full Wellington boot, стали стандартным элементом армейской одежды. Женские сапоги для верховой езды плотно облегали ногу и шнуровались как корсет, так что их значительно легче было надевать.

Женская мода продолжила экспериментировать с длиной голе нища: например, сапоги до щиколоток придумали для прогулок в конце 1780-х годов. В 1830-е годы мода на них вернулась, но в более утонченном варианте, с кружевными вставками, под названием «Аделаиды» (в честь супруги короля Вильгельма IV). Сапоги 1880-х годов, спереди застегивающиеся на пуговицы, вдохновили дизайнеров Андре Куррена и Пьера Кардена на создание сапог для танцев в 1960-е годы. Но любые сапоги, которые имели хоть какое-то отношение к верховой езде, безусловно, происходили от «веллингтонов». Чаще всего дизайнеры руководствовались практичностью. Так, например, возродилась мода на высокие сапоги в 1890-е годы, во время увлечения велосипедом: подобная обувь была необходима для защиты чулок. В 1920-е годы облегающие кожаные «русские сапоги без застежек, созданные кутюрье Полем Пуаре для своей супруги, считались более шикарной альтернативой галошам или резиновым сапогам.

Современные сапоги для верховой езды

Современные сапоги для верховой езды

В скором времени сапоги для верховой езды перестали являться предметом необходимости. «Русские» сапоги стали прототипом для моделей 1960-х годов, во многом благодаря творениям Баленсиаги и Роже Вивье для дома Dior. Их изделия составляли удачную конкуренцию женственным и изящным образам стиля нью-лук. Есть некая ирония в том, что мужской практичный высокий сапог в конце концов превратился в модный предмет женского гардероба.